«Наиболее действенные организации имеют под собой другую основу: коллектив, объединенный общими этическими ценностями. Членам таких коллективов не требуется подробная контрактно-правовая регламентация их отношений, потому что существующий между ними моральный консенсус является базисом их взаимного доверия»
Ф. Фукуяма, политико-экономическое исследование "Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию".
"Доверие, по Фукуяме, -- ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к социальным институтам и государству в целом). Именно доверие определяет прогресс; успех самореализации конкретного общества зависит не от рыночных принципов и приверженности традициям, но "от одного, распространившегося повсюду элемента культуры -- уровня доверия, существующего в обществе". Андрей Лактионов, предисловие к книге.
Что касается морали в бизнес-среде, то исследование профессора О. Дейнеки* о роли представлений и морально-нравственных принципов в бизнес-среде показало следующее:
Роль морали в обществе:
Мораль представляет собой единство духовных правил человека, который стремится к самосовершенствованию. Является основой его нравственного облика и внутренней красоты. Определяет его отношение к себе, другим людям и окружающему миру, а значит имеет влияние на его поведение и реакцию.
*О.С. Дейнека «Морально-нравственные принципы и нормы в практике развития конкурентоспособности в бизнес-среде»
- те, кто в меньшей степени стремятся к росту своей компетентности, допускают обман бизнес-партнера;
- среди тех, кто охарактеризовал себя как ленивых, оказалось больше таких, кто решились бы украсть что-либо;
- личности с более размытыми целями готовы ради денег (зарплаты или дохода) выполнять то, что им не нравится;
- готовы ради денег дать взятку те, у кого успех в работе ассоциируется с большими заработками или доходами;
- чьи представления о конкурентоспособности основываются прежде всего на роли инноваций, знаний и личной профессиональной компетентности, наименее готовы дать взятку. То есть, такие представления коррелируют с неготовностью к моральным отклонениям и, скорее всего, свидетельствуют о наличии нравственно-психологической регуляции собственной деятельности.
Роль морали в обществе:
- "обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, т.к. соблюдение всеобщих моральных принципов делает поведение предсказуемым" (а значит можно доверять)
Мораль представляет собой единство духовных правил человека, который стремится к самосовершенствованию. Является основой его нравственного облика и внутренней красоты. Определяет его отношение к себе, другим людям и окружающему миру, а значит имеет влияние на его поведение и реакцию.
*О.С. Дейнека «Морально-нравственные принципы и нормы в практике развития конкурентоспособности в бизнес-среде»
Фрэнсис Фукуяма - политолог, политический экономист , ученый-международник, директор магистратуры Ford Dorsey по международной политике в Стэнфорде, писатель.
Ольга Дейнеко - док. психол.наук, профессор кафедры политической психологии СПбГУ.
Ольга Дейнеко - док. психол.наук, профессор кафедры политической психологии СПбГУ.