Николай Бердяев* выделял следующие качества истинного аристократа, обладающего высшим достоинством и другими ключевыми чертами, такими как
Аристократия, по мнению Н. Бердяева, имеет тенденцию падать и вырождаться, склоняться к кастообразованию, к противопоставлению себя народу, обрастанию привилегиями, вместо служения.
*Н.А. Бердяев. Философия неравенства (глава "Об аристократии")
- благородство (противоположное обиде и зависти)
- сыновство (связь с отцами)
- осознанное служение (аристократизм как обязанность, а не право)
- создающий вокруг себя высокую культурную среду и высокие культурные традиции.
Аристократия, по мнению Н. Бердяева, имеет тенденцию падать и вырождаться, склоняться к кастообразованию, к противопоставлению себя народу, обрастанию привилегиями, вместо служения.
*Н.А. Бердяев. Философия неравенства (глава "Об аристократии")
Кому многое дано, с того и спрос больше.
Евангелие от Луки 12 стих 48
Евангелие от Луки 12 стих 48
Впервые понятие "аристократизм духа" я встретила на сайте, посвященном Варламу Шаламову, автору "Колымских рассказов". Вот некоторые выдержки оттуда*:
"Именно по делам и поступкам аристократии потомки судят об исторически конкретных поколениях, государствах и обществах.
Если в государственном и политическом отношении содержание избранности, отличности меняется исторически (таковым в разные эпохи выступали знатность, богатство, воинская доблесть). То в культурном смысле каждая эпоха выводит на первый план людей, для которых определяющим является «аристократизм духа».
«Всякий народ – писал Г. Шпет – определяется его аристократией, т.е. умом, культурою, воспитанностью.
Аристократизм личности подразумевает
*Составлено по статье Л. Артамошкиной, «Аристократизм духа» в исторической памяти поколений//«Вопросы философии», 2017, №8.
"Именно по делам и поступкам аристократии потомки судят об исторически конкретных поколениях, государствах и обществах.
Если в государственном и политическом отношении содержание избранности, отличности меняется исторически (таковым в разные эпохи выступали знатность, богатство, воинская доблесть). То в культурном смысле каждая эпоха выводит на первый план людей, для которых определяющим является «аристократизм духа».
«Всякий народ – писал Г. Шпет – определяется его аристократией, т.е. умом, культурою, воспитанностью.
Аристократизм личности подразумевает
- наличие чувства личной включенности в историю, осознающий свою историческую роль
- обладание "глубокой верой в собственное достоинство, в свою значительность и твердой решимостью во всех случаях, до самых ничтожных, защищать свою гордую независимость" (Ю.М. Лотман о А.С. Пушкине)
- благородство духа
- наличие подлинного творческого духа
- достоинство как инструмент сохранения самой личности в потоке истории
- аристократ духа является хранителем и выразителем культурной памяти
- его индивидуальная биография влияет на образ поколения в культуре
- создает вклад в "архив эпохи"
- владеет способностью сохранять человеческое достоинство и способностью суждения при любых обстоятельствах
- им свойственны простота в поведении, в общении с людьми вне их социального статуса
- способность оставаться естественным в любой обстановке
- внеиерархическое отношение к людям, миру в целом
- они представляют собой внутреннюю форму поколения".
*Составлено по статье Л. Артамошкиной, «Аристократизм духа» в исторической памяти поколений//«Вопросы философии», 2017, №8.
По другому мнению, подлинный аристократизм представляет собой:
- высшие человеческие качества, которые внешне проявляются в словах, действии, целях и мотивах человека, умении ставить общее благо выше личного;
- способность мыслить и действовать в соответствии с кодексом чести и достоинства на благо других;
- ему свойственно естественное наращивание качественного потенциала свободной личности, способной к самостоятельности мышления и действия, передаваемое из поколения в поколения через особую систему воспитания;
- это власть лучших;
- тип духовности, выстроенный на органическом единстве познавательного, нравственного и эстетического начал;
- качество личности, задатки которого есть в каждом человеке, как образе Божьем, развиваются при определенном напряжении душевных сил, их направленности на обретение такого качества.
Аристократ:
- имеющий желание бескорыстного и высокого служения истине, постоянно соизмеряя с ней свои чувства, мысли, поступки, цели;
- имеющий высокие идеалы
- обладающий мудростью духа, чистота духа, в которой нет места лукавству, бесчестию, невежеству;
- воспитанный по особой системе, развивающей чистоту и мудрость духа
- имеющий и сохраняющий связь с Богом;
- самодостаточен, т.е. самостоятелен и независим в суждениях, открыт, правдив, терпим
- будет идти по пути истины до конца
- "новый человек", истинная интеллигенция (пришедшая на смену потомственной аристократии как сословию)
Автор отделяет подлинный аристократизм от элитарности, пытающейся ему подражать:
- аристократия – власть лучших, а элита – избранных, но не всегда избранные оказываются лучшими;
- элитарность - в противовес духовному аристократизму, это стиль жизни, вплоть до поглощения феномена стилем, где внешняя демонстрация оказывается доминантой;
- то есть, внешний, ей характерен демонстративный характер принадлежности, без внутренней составляющей и соответствующих действий.
Составлено по заметке Людмилы Бурковой "Аристократизм духа и наше время".