Статьи: психология

Аристократизм духа как подлинный аристократизм

Николай Бердяев* выделял следующие качества истинного аристократа, обладающего высшим достоинством и другими ключевыми чертами, такими как
  • благородство (противоположное обиде и зависти)
  • сыновство (связь с отцами)
  • осознанное служение (аристократизм как обязанность, а не право)
  • создающий вокруг себя высокую культурную среду и высокие культурные традиции.

Аристократия, по мнению Н. Бердяева, имеет тенденцию падать и вырождаться, склоняться к кастообразованию, к противопоставлению себя народу, обрастанию привилегиями, вместо служения.
*Н.А. Бердяев. Философия неравенства (глава "Об аристократии")

Кому многое дано, с того и спрос больше.
Евангелие от Луки 12 стих 48

Впервые понятие "аристократизм духа" я встретила на сайте, посвященном Варламу Шаламову, автору "Колымских рассказов". Вот некоторые выдержки оттуда*:

"Именно по делам и поступкам аристократии потомки судят об исторически конкретных поколениях, государствах и обществах.

Если в государственном и политическом отношении содержание избранности, отличности меняется исторически (таковым в разные эпохи выступали знатность, богатство, воинская доблесть). То в культурном смысле каждая эпоха выводит на первый план людей, для которых определяющим является «аристократизм духа».

«Всякий народ – писал Г. Шпет – определяется его аристократией, т.е. умом, культурою, воспитанностью.

Аристократизм личности подразумевает
  • наличие чувства личной включенности в историю, осознающий свою историческую роль
  • обладание "глубокой верой в собственное достоинство, в свою значительность и твердой решимостью во всех случаях, до самых ничтожных, защищать свою гордую независимость" (Ю.М. Лотман о А.С. Пушкине)
  • благородство духа
  • наличие подлинного творческого духа
  • достоинство как инструмент сохранения самой личности в потоке истории
  • аристократ духа является хранителем и выразителем культурной памяти
  • его индивидуальная биография влияет на образ поколения в культуре
  • создает вклад в "архив эпохи"
  • владеет способностью сохранять человеческое достоинство и способностью суждения при любых обстоятельствах
  • им свойственны простота в поведении, в общении с людьми вне их социального статуса
  • способность оставаться естественным в любой обстановке
  • внеиерархическое отношение к людям, миру в целом
  • они представляют собой внутреннюю форму поколения".

*Составлено по статье Л. Артамошкиной, «Аристократизм духа» в исторической памяти поколений//«Вопросы философии», 2017, №8.
По другому мнению, подлинный аристократизм представляет собой:

  • высшие человеческие качества, которые внешне проявляются в словах, действии, целях и мотивах человека, умении ставить общее благо выше личного;
  • способность мыслить и действовать в соответствии с кодексом чести и достоинства на благо других;
  • ему свойственно естественное наращивание качественного потенциала свободной личности, способной к самостоятельности мышления и действия, передаваемое из поколения в поколения через особую систему воспитания;
  • это власть лучших;
  • тип духовности, выстроенный на органическом единстве познавательного, нравственного и эстетического начал;
  • качество личности, задатки которого есть в каждом человеке, как образе Божьем, развиваются при определенном напряжении душевных сил, их направленности на обретение такого качества.

Аристократ:
  • имеющий желание бескорыстного и высокого служения истине, постоянно соизмеряя с ней свои чувства, мысли, поступки, цели;
  • имеющий высокие идеалы
  • обладающий мудростью духа, чистота духа, в которой нет места лукавству, бесчестию, невежеству;
  • воспитанный по особой системе, развивающей чистоту и мудрость духа
  • имеющий и сохраняющий связь с Богом;
  • самодостаточен, т.е. самостоятелен и независим в суждениях, открыт, правдив, терпим
  • будет идти по пути истины до конца
  • "новый человек", истинная интеллигенция (пришедшая на смену потомственной аристократии как сословию)

Автор отделяет подлинный аристократизм от элитарности, пытающейся ему подражать:
  • аристократия – власть лучших, а элита – избранных, но не всегда избранные оказываются лучшими;
  • элитарность - в противовес духовному аристократизму, это стиль жизни, вплоть до поглощения феномена стилем, где внешняя демонстрация оказывается доминантой;
  • то есть, внешний, ей характерен демонстративный характер принадлежности, без внутренней составляющей и соответствующих действий.

Составлено по заметке Людмилы Бурковой "Аристократизм духа и наше время".
разбор подлинность духовность