Подписалась на клуб Storytellers, где в одной из лекций Лилия Ким сказала, что в «Дне сурка» одна из лучших арок трансформации героя. И, поскольку я давно не пересматривала этот фильм, решила взглянуть на него уже через эту призму. Кстати, взгляд через призму (или с целью) — это то, что позволяет действительно что-то получить, получить или усвоить больше, чем бесцельный просмотр. В конце концов, фильмы -- это мини-модели жизни, жизненных ситуаций, где мы можем "проиграть" разные варианты -- а что будет, если...?
Главный герой Фил Коннорс
В начале фильма это самовлюбленный, поверхностный мужчина с завышенным самомнением, который уже давно достаточно формально выполняет свою работу. Он наполнен цинизмом и презрением к другим людям, которые очевидно не добились таких же "высот" как он — рассказывать о погоде по ТВ.
Если использовать термин спиральной динамики (которая про эволюцию сознания), то у Фила арестованное или закрытое мышление — он застыл в статусе «эксперта» и телезвезды (интеллектуальной скромности на него нет). Фил неспособен признать, что может быть неправ: в мире есть два мнения -- его и неправильное. Увы (или ура), бревно в своем глазу позволяет мне разглядеть соринку в чужом.
Людям с арестованным и тем более закрытым мышлением "не грозит" открытость новому. Они с трудом читают книги, потому что это предполагает готовность впустить в свою голову чьи-то взгляды. Им не хочется осваивать новые технологии. Они не способны воспринимать альтернативное мнение и, как правило, их жизнь все больше похожа на болото, где нет перемен, есть болезненное стремление к стабильности и непринятие или страх неопределенности.
Если использовать термин спиральной динамики (которая про эволюцию сознания), то у Фила арестованное или закрытое мышление — он застыл в статусе «эксперта» и телезвезды (интеллектуальной скромности на него нет). Фил неспособен признать, что может быть неправ: в мире есть два мнения -- его и неправильное. Увы (или ура), бревно в своем глазу позволяет мне разглядеть соринку в чужом.
Людям с арестованным и тем более закрытым мышлением "не грозит" открытость новому. Они с трудом читают книги, потому что это предполагает готовность впустить в свою голову чьи-то взгляды. Им не хочется осваивать новые технологии. Они не способны воспринимать альтернативное мнение и, как правило, их жизнь все больше похожа на болото, где нет перемен, есть болезненное стремление к стабильности и непринятие или страх неопределенности.

Рита, в отличие от Фила, очень любопытный человек — так сказать, любитель. Аматор (от amateur). Она находится в состоянии новичка — открытости тому, что происходит вокруг, очень внимательна и способна к удивлению и восторгу. То есть, воспринимает жизнь в ее каждом конкретном миге.

Выбить человека типа Фила, из состояния всезнайства способно только неординарное событие. Говорят, в дзен-буддизме с этой целью монахи неожиданно бьют своих учеников ботинком по лицу и тогда на тех снисходит озарение…Так сказать, обнуляется восприятие, освежаются «рецепторы».
После того, как наш герой понимает, что происходит нечто неожиданное для него, что он не может объяснить и рационализировать, с каждым днем сурка он становится все менее и менее уверенным в своей картине мира и правильности своих взглядов. Мы можем увидеть это буквально: выходя из отеля, процент убежденности, что он уедет из Панксатони, тает на глазах начиная от железобетонной уверенности в немедленном отъезде до решения в итоге там остаться навсегда.
После того, как наш герой понимает, что происходит нечто неожиданное для него, что он не может объяснить и рационализировать, с каждым днем сурка он становится все менее и менее уверенным в своей картине мира и правильности своих взглядов. Мы можем увидеть это буквально: выходя из отеля, процент убежденности, что он уедет из Панксатони, тает на глазах начиная от железобетонной уверенности в немедленном отъезде до решения в итоге там остаться навсегда.

Авторские символические решения гениальны в своей простоте: как показать, что герой буквально ходит по граблям и совершенно не готов меняться? Он изо дня в день наступает в одну и ту же лужу, даже когда понимает, что день и события в нем повторяются с неизменностью. День за днем он совершает одни и те же действия, зная, что они принесут ему неприятные ощущения и не приведут к другому результату.
День сурка становится грандиозной метафорой того, что он не сможет выбраться из второго февраля, пока не начнет делать что-то иначе.
День сурка становится грандиозной метафорой того, что он не сможет выбраться из второго февраля, пока не начнет делать что-то иначе.

Сначала может показаться, что он меняется в отношениях с Ритой, когда пытается затащить ее в постель. Каждый день он узнает о ней все больше, но отнюдь не для того, чтобы глубже погрузиться в нее, понять и полюбить свое открытие, рассмотреть богатство ее человеческой натуры. Нет, все полученные «данные» он использует исключительно для того, чтобы подстроиться под нее.
В итоге Рита выносит вердикт, что его главное качество это -- эгоизм. К слову сказать, лучшие фильмы всех времен и народов часто именно про таких героев, у которых в точке А был высочайший уровень эгоизма и индивидуализма, который им предстояло преодолеть к точке Б. Если герою удавалось измениться и соединиться с возлюбленной, то это -- романтическая комедия или мелодрама ("Шрек" или "Девчата"). Если изменение происходило путем страданий или смерти того, кто пытался поспособствовать переменам — драма или трагедия (например, «Дорога перемен» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет).
В итоге Рита выносит вердикт, что его главное качество это -- эгоизм. К слову сказать, лучшие фильмы всех времен и народов часто именно про таких героев, у которых в точке А был высочайший уровень эгоизма и индивидуализма, который им предстояло преодолеть к точке Б. Если герою удавалось измениться и соединиться с возлюбленной, то это -- романтическая комедия или мелодрама ("Шрек" или "Девчата"). Если изменение происходило путем страданий или смерти того, кто пытался поспособствовать переменам — драма или трагедия (например, «Дорога перемен» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет).

После серии неудач, когда последний смысл пропадает и Фил теряет надежду на секс с Ритой, он впадает в депрессивное состояние и ощущает безвыходность своего положения. Будучи человеком-следствием, для которого свойственно обвинять в своих бедах других людей или обстоятельства, Фил проецирует свое состояние на сурка, считая именно его виновным в том, что происходит. Однако, попытка убийства с самоубийством также не приносит результата и, перепробовав все известные ему методы, Фил "падает" на самое дно. Это перезагружает его и он обретает способность воспринять новое -- что-то другое. Его картина мира получает возможность расширения и допущения через простой, но парадоксальный для него вопрос Риты — «и на это ты тратишь вечность?».

После этого Фил вдруг открывает для себя мир других людей, бескорыстных поступков и ремесел. Оказывается, что получить настоящую славу и любовь окружающих можно было совершенно иным способом — делая что-то для них, не пытаясь при этом получить что-то для себя. С чистым намерением, без двойных посланий и второго дна.
Открывшись миру и другим, у него появляется любопытство, интерес и способность к обучению. Невозможно чему-то обучиться, находясь в позиции сверху. Научиться можно только у того, кого ты считаешь лучше себя в том, что тот знает и умеет.
Благодаря новому поведению и навыкам главный герой становится подлинным героем городка Панксатони, интересной, объемной и притягательной личностью и тем по-настоящему влюбляет в себя Риту. Для этого ему даже не пришлось специально что-то делать в ее сторону, она Сама в него влюбилась.
И конечно то самое так ожидаемое им «завтра» наступило именно тогда, когда он сам по-настоящему изменился. Он стал новым и все стало новым. В конце он говорит такую фразу:
Открывшись миру и другим, у него появляется любопытство, интерес и способность к обучению. Невозможно чему-то обучиться, находясь в позиции сверху. Научиться можно только у того, кого ты считаешь лучше себя в том, что тот знает и умеет.
Благодаря новому поведению и навыкам главный герой становится подлинным героем городка Панксатони, интересной, объемной и притягательной личностью и тем по-настоящему влюбляет в себя Риту. Для этого ему даже не пришлось специально что-то делать в ее сторону, она Сама в него влюбилась.
И конечно то самое так ожидаемое им «завтра» наступило именно тогда, когда он сам по-настоящему изменился. Он стал новым и все стало новым. В конце он говорит такую фразу:
Фил: Что-то изменилось…
Рита: К лучшему или к худшему?
Фил: Все перемены к лучшему.
